Что такое карандаш?
Карандаш
— доступный инструмент, часто используемый людьми самых разных
профессий и возрастов. Именно благодаря своей обыденности он давно уже
не заставляет особо задуматься о своем устройстве, происхождении и
технологии изготовления.
Интерес может возникнуть, когда ребенок начинает задавать детские вопросы своим родителям: — почему карандаш рисует? — как стержень попадает в древко и почему его так трудно достать? — почему цвета разные? И т.д. Или когда продавец в магазине не может обосновать разницу в цене 2-х с виду одинаковых карандашей…
Или менеджер по закупкам боится расширять ассортимент, потому что не
видит необходимости. А может, на самом деле, не понимает отличия? И
вот для всех, кому интересна информация о карандашах, мы решили
рассказать об этом простом, но в то же время очень интересном
инструменте.
Итак, начнем с самого начала…
Откуда появился карандаш?
XIII век:
— В качестве карандаша использовалась тонкая серебряная проволока,
припаянная к ручке или хранящаяся в футляре. Стереть след такого
карандаша невозможно, поэтому для его использования требовалось великое
мастерство, не дающее право на ошибку. Со временем серый след карандаша
становился коричневым, что тоже особо не радовало… — Существовал и
«свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его
часто использовали для подготовительных набросков портретов.
XIV век
— Появился «итальянский карандаш». Он представлял собой стержень из
глинистого чёрного сланца. Со временем технология производства
изменилась, и его стали изготавливать из порош¬ка жжёной кости,
скреплённого рас¬тительным клеем.
XVI век
Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу,
которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с
цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но,
определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали
производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали
их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили
только для рисования, но не для письма. Именно с этого момента стали
известны графитные карандаши.
XVII век
Художники этого времени, придумали «корпус» для стержня карандаша – они
зажимали графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками,
оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Таким образом
рисовать было намного удобней! Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.
Нюрнбергские халтурщики … В
Германии производство графитных карандашей началось в XVII веке, в
Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень
среднего качества, но более низкого по цене. Чтобы скрыть это,
производители прибегали к разным хитростям, а именно комбинировали
качественные стержни с теми, что производили: в деревянный корпус
карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в
середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда
внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский
товар» не пользовался хорошей репутацией.
|
XVIII век
в
1794 году, талантливым французским учёным и изобретателем Никола Жак
Конте был изобретен современный карандаш. И уже в конце XVIII века
английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного
графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень
суровым, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал
попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к
резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента,
Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства
из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки
высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё
более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало
возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой
современной классификации карандашей по твёрдости.
XIX век
В конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши
круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма,
предложил шестигранную форму карандаша. А в 1869 году, американец
Алонсо Таунсенд Кросса создал металлический карандаш, в котором
графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по
необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Таким образом, он
сократил расход материалов, ведь почти ²/3 материала, составляющего
простой карандаш, уходит в отходы при его заточке.
Именно это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров,
использующейся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является
цанговый карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается
металлическими прижимами (цангами). Открываются цанги при нажатии кнопки
на конце карандаша, стержень освобождается и свободно выдвигается на
необходимую длину.
Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии
кнопки происходит автоматическая подача определенной длины грифеля.
Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как
правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную
фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).
Виды карандашей
Карандаши принято делить на простые и цветные.
Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с
оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита). Простой
карандаш различается по твёрдости грифеля, которая как правило указана
на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point).
Цветные карандаши в свою очередь делятся на несколько видов:
- цветные классические (односторонние, двустронние);
- акварельные;
- восковые;
- пастели;
Особенности производства карандашей Несмотря
на то, что графитный карандаш мы привыкли называть «простой»,
технология его производства намного сложнее, чем цветных карандашей.
Цветные производить легче, так как они не требуют обжига.
Состав грифеля карандаша:
Грифель графитного карандаш состоит из каолина (белой глины) и графита. Грифель
цветного карандаша состоит из каолина (белой глины) и цветных
пигментов. Цветные пигменты могут быть синтетического и натурального
происхождения. Отличительные особенности грифеля в состав, которого
входят натуральные пигменты – яркие, насыщенные цвета, которые не
выгорают даже под воздействием прямых солнечных лучей, более мягкое
нанесение на бумагу.
При производстве акварельных карандашей, в грифель добавляются
эмульсии, благодаря чему цвет при контакте с водой становится ярче,
растворяется в жидкости, создает равномерный слой – эффект «акварели».
В качестве вяжущего вещества в состав грифеля восковых карандашей
добавляется воск, с помощью которого обеспечивается прочное крепление
грифеля и особенное качество письма – увеличенное скольжение, широкий,
маслянистый след. Производство пастели происходит путем прессования натуральных пигментов и льняного масла.
Степень твердости графитных карандашей
Твердость
грифеля определяется на первых этапах производства – в процессе
смешивания графита и глины, и зависит от пропорций данных составляющих:
чем больше графита, тем мягче структура грифеля. Если же грифель
содержит в большей мере каолин – карандаш более твердый.
Наиболее востребованы карандаши твердостью HB, B, 2B, H, 2H.
Самый популярный карандаш твердостью HB (ТМ). Если на самом карандаше степень твердости не промаркирована, значит это карандаш твердостью HB.
Процесс производства
Чтобы получить карандаши в древесной оболочке, надо изготовить грифели, дощечки, соединить их вместе и обработать.
Производство грифеля
- Берутся ингредиенты в необходимых пропорциях;
- Тщательно смешиваются;
- Просеиваются
- Загружаются в экструдер, и под давлением выдавливается стержень необходимой толщины.
- Стержни на конвейерной ленте проходят к печи для закалки.
- При температуре 10000°С, стержни закаляются и затем охлаждаются в
ванне. В ванну добавляются специальные масла, которые покрывают стержень
незаметной укрепляющей пленкой.
Закалке подвергаются
только стержни графитных карандашей. Стержни цветных карандашей закалке
не подвергаются, так как под воздействием температуры разрушаются
цветные пигменты.
|
Стержни проходят несколько контролей качества: до и после сушки в печи.
Стержни готовы! Теперь необходимо подготовить корпус для карандаша.
Для производства корпуса можно использовать несколько пород деревьев. Используемая порода определяет качество корпуса карандаша:
- Ольха, тополь — низкое качество
древесины. Для достижения удовлетворительного качества необходимы
высокие технологии, стоимость которых производители использующие тополь и
ольху в качестве сырья карандашей, не могут себе позволить.
- Липа – удовлетворительное качество древесины. Используется в основном для производства школьных карандашей.
- Сосна, кедр – высококачественная древесина, используется для производства художественных карандашей.
Цепочка производства
Производство полностью автоматизировано!
Из бруска древесины вытачиваются дощечки. Толщина одной дощечки – это
половина толщины готового карандаша. В каждой из дощечки делаются
канавки для грифеля, в которые ровным слоем наносится клеевой состав.
Для выполнения сборки – в одну из двух дощечек вкладываются грифели, и
накрывают второй дощечкой. Для получения отдельного карандаша, дощечки
распиливают вдоль вложенных грифелей.
Осталось карандаши обработать путем шлифовки, грунтовки и покрыть лаком.
Для ровного слоя лак наносят не менее
8 слоев. На карандаши, выполненные из кедра, обычно лак не наносится,
так как само дерево является высокоэстетичным, и не требует
дополнительных работ по обработке.
|
Маркировка на карандаше наносится путем тиснения с использованием цветной фольгированной ленты.
Что обеспечивает качество карандаша, а соответственно и стоимость?
- Грифель, корпус и сборка – должны быть выполнены в строгом соответствии с технологическим процессом;
- Центровка грифеля — стержень должен располагаться точно по центру
корпуса. Если это требование нарушается, при заточке грифель будет
срезаться неравномерно, т.е. одна сторона грифеля будет покрыта
древесиной. Рисовать таким карандашом невозможно.
- Тип древесины – особо важен для заточки карандаша. Ровную,
аккуратную стружку в виде серпантина обеспечивает древесина – липа,
керд.
- Двойная проклейка грифеля. Именно благодаря качественной проклейке,
при падении грифель может сломаться только на заточенном кончике, а не
внутри корпуса.
- Покрытие краской. Без покрытия, древесина — тополь, ольха и липа,
покроется заусенцами. Для эстетичного вида, минимальное количество слоев
краски должно быть не менее 8— ми.
- Безопасность используемых материалов, в частности лака имеет
большое значение для экологичности конечного продукта. Все знают, что
дети, а иногда и взрослые, любят поточить зубы о свои пишущие
принадлежности. Поэтому для окраски карандашей используется безопасный
лак на водной основе.
Надеемся, что этот экскурс в мир карандаша был Вам интересен и
поможет разобраться как в качественном, так и в ценовом предложении,
оценить, сравнить и определиться с выбором. А наша компания
предложит Вам всегда качественные карандаши по оптимальным, достойным
ценам!
|